Банкротство турфирмы: как поступить российскому туристу?
В последнее время не проходит и месяца, как россияне узнают о банкротстве очередной туристической фирмы. Подвержены этому оказываются не только компании-однодневки, но и статусные турфирмы-долгожители, в состоятельности которых, казалось бы, не приходится сомневаться. Результат этого один: тысячи граждан России оказываются в крайне незавидной ситуации. Либо долгожданный отпуск оказывается сорван, а деньги потраченные на поездку, потеряны, либо того хуже: туристы остаются в чужой стране, лишенные средств и возможности вернуться на Родину.
Что в таких случаях требуется знать и делать туристу, чтобы с минимальными потерями выйти из этой ситуации и постараться избежать других проблем, связанных с внезапным банкротством туристической компании?
Перед началом поездки:
-
Соберите и возьмите с собой контактную информацию тех организаций, которые могут помочь Вам разрешить проблемы в случае возникновения таковых за рубежом. Прежде всего, это российское посольство или консульство; надзорные службы той страны, в которую Вы едете; горячий телефон помощи туристам и т.п.
-
По возможности узнайте заранее что-нибудь о турфирме, услугами которой Вы собираетесь воспользоваться (например, присутствует ли она в Федеральном реестре туроператоров). Однако не стоит забывать: как показала практика, даже компании с незапятнанной репутацией не застрахованы от внезапного банкротства.
-
Воспользуйтесь страховкой от невыезда. Зачастую подобную услугу предлагают сами турфирмы. Однако в данной ситуации не помешает прибегнуть к помощи другой страховой компании, не имеющей отношения к туроператору. Добейтесь включения пункта о возможном банкротстве компании в договор.
-
Заключение договора с турфирмой обязательно! Внимательно ознакомьтесь с ним, прежде чем поставите подпись. Не забывайте, что имеете право включить в договор условия, которые считаете необходимыми, например, название конкретной гостиницы. Это может значительно повысить Ваши шансы в случае последующего разбирательства в суде, если возникнут разногласия с турфирмой.
-
Узнайте цену билетов и проживания в стране, куда Вы планируете отправиться. Рассмотрите возможность поехать туда, не прибегая к помощи турфирмы.
-
Обязательно заберите у турфирмы весь пакет документов до вылета! В него должны быть включены билеты до пункта назначения и обратно. Это позволит Вам быть уверенным в возвращении домой, даже если турагентство станет банкротом. Но не забывайте, что если Вы летите чартером, то при банкротстве фирмы Ваш авиарейс может вообще не состояться. Поэтому гораздо надежнее туры с регулярными рейсами.
-
Сделайте копии всех документов. Договор, авиабилеты, паспорт, ваучер, страховку перед началом поездки следует отксерокопировать.
-
Возьмите с собой наличные деньги. Это поможет Вам, в случае невыполнения турагентстовом своих обязательств, не зависеть от непредсказуемого развития событий.
В процессе поездки
После заселения в гостиницу:
-
Ни при каких обстоятельствах не отдавайте свой паспорт. Заберите его сразу после регистрации. Если сотрудники гостиницы попытаются оставить Ваши документы у себя, сообщите им, что паспорт потребуется Вам, например, для аренды автомобиля: они обязаны будут вернуть Вам его.
-
Узнайте, как проходят экскурсии, у других туристов. Если большинство экскурсий без видимых причин оказываются отменены — это повод насторожиться. Не исключено, что туроператор уже сообщил гостинице о банкротстве, но ее сотрудники не придают огласке эту информацию, рассчитывая продлить пребывание постояльцев, вынудив их, таким образом, оплатить проживание.
-
До конца поездки храните все туристические документы. Если Вас не заселили или преждевременно выселили из гостиницы, возьмите справку о проживании в том отеле, куда Вы вынуждены были переехать. В случае отмены авиарейса проставьте на стойке регистрации соответствующую отметку на билете. При банкротстве турфирмы с этими подтверждающими документами Ваш шанс вернуть потерянные деньги повышается.
-
Предъявите персоналу отеля свою кредитную карту. Сотрудники гостиницы зачастую более лояльно относятся к посетителям, номер кредитки которых им известен. Лучше, если это будет не основная Ваша карта, а запасная, с малым количеством денег. Если отель решит из-за банкротства туристической компании заморозить какую-то сумму на ней, Вы не понесете больших убытков.
-
Если Вас задерживают в гостинице, прежде всего, сделайте звонок в российское посольство или консульство, а также в местные правоохранительные органы. Сотрудники отеля не имеют полномочий задерживать Вас — об этом им должно напомнить присутствие представителей государства. В представительстве РФ Вам помогут советом и расскажут, какие действия следует предпринять в текущей ситуации.
Российское консульство обязано оказывать помощь гражданам РФ, попавшим в тяжелую ситуацию за рубежом, в том числе обеспечивать их питанием, ночлегом и содействовать возвращению домой.